• Даты

    • 29 июня 1943 г. родился в блокадном Ленинграде
    • 1959 г. посетил американскую выставку в Сокольниках, где впервые познакомился с абстрактным искусством
    • 1968 г. окончил Ленинградский электротехнический институт связи (ЛЭТИС)
    • 1971 г. знакомство с отечественными нонконформистами - Александром Леоновым, Дмитрием Плавинским, Сергеем Бордачевым, Вячеславом Калининым
    • 1975 г. дебют – участие в выставке «Живопись, Скульптура и Графика», в д/к «Невский», Ленинград
    • 1976 г. участие в акции ленинградских художников-нонконформистов «Выставка у стен Петропавловской крепости» в знак протеста против запрещения выставок беспредметного искусства
    • 1976 г. участие в первой послевоенной выставке беспредметного искусства «Живопись. Графика. Объект» в д/к им. Орджоникидзе
    • 1978 г. первая персональная выставка в д/к им. Н. Крупской, Ленинград
    • 1978 г. первое участие в зарубежной выставке («Новое искусство из Советского Союза» (собрание Н. Доджа) в США)
    • 1983 г. участие в выставки «Ленинградские художники» в США
    • 1987 г. становится членом ТЭИИ (Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства)
    • 1988 г. участие в выставке «Геометрия в искусстве», первая официальная выставка геометрической абстракции
    • 1990 г. первая поездка в Париж
    • 1991 г. становится членом Ассоциации русских художников в Париже
    • 1991 г. совместная с коллекционером и фотографом В. Сычовым (Париж) акция в п. Ольгино «Восстановление названия города из Ленинграда в Санкт-Петербург»
    • 1991 г. Государственная Третьяковская галерея приобретает для своей коллекции две работы
    • 1994 г. Государственный Русский музей приобретает для своей коллекции три работы
    • 1995 г. персональная выставка «Геометрия» в Русском музее, Санкт-Петербург
    • 1996 г. становится членом «Творческого союза художников России»
    • 1996 по 2005 гг. участие в передвижной выставки «Нонконформисты. Собрание Бар-Геры) в России и за рубежом
    • 2004 г. участие в проекте Государственного Эрмитажа на Ломоносовском фарфоровом заводе «Академия фарфора»
    • 2004 г. Государственный Эрмитаж включает четыре блюда в свою коллекцию
    • 2005 г. Работа выставлена в постоянной экспозиции «Искусство XX века» в Государственной Третьяковской галереи
    • 6 января 2013 г. скоропостижно скончался, выходя из своей мастерской, расположенной в арт-центре «Пушкинская, 10», Санкт-Петербург.

     

  • Персональные выставки 

    1978 «Леонид Борисов. Персональная выставка» в Доме культуры им. Н. Крупской, Ленинград

    1994 «Кубизм» в «Галерее-21», Санкт-Петербург

    1995 «Геометрия» в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    1998 «Уроки геометрии» в галерее «РосИзо», Москва

    1999 «Посвящается Малевичу» в Центре современного искусства, Санкт-Петербург

    2001 «Дада-деформация» в Московском музее современного искусства

    2002 «Черные ночи» в галерее «Точка», Москва

    2005 «Леонид Борисов. Живопись, объект, скульптура» в ЦДХ, Москва

    2005 «Италия. Швейцария. Фотки» в галерее «КИНО-ФОТ», Санкт-Петербург

    2005 «Конкретное искусство» в галерее «Кино», Москва

    2007 «Люди Малевича» в галерее «Борей» (при поддержке ГЦСИ), Санкт-Петербург

    2007 «ЖИВУ-ВИЖУ» в Тюменской областном музее изобразительных искусств, Тобольском государственном историко-архивном музее-заповеднике.

    2007 «Игра» в галерее «Ателье № 2», арт-центр «Винзавод», Москва.

    2008 «ЖИВУ-ВИЖУ» в Курганском областном художественном музее, 
    в Оренбургском областном музее изобразительных искусств.

    2008 «Леонид Борисов. Фотографии» в галерее «Blue Square», Париж. http://www.galeriebluesquare.com/exhibition/14/leonid-borisov

    2009 «Великие и близкие» в галерее «Моховая-18», Санкт-Петербург

    2010 «Игра в классики» в Государственном художественном музее Ханты-Мансийска, в галерее современного искусства «Стерх» (Сургут), в Музее изобразительных искусства им. Врубеля (Омск), в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в Кемеровском областном музее изобразительных искусства.

    2010 «Эксклюзив» в галерее «Арт-бюро», арт-центр «Пушкинская, 10», Санкт-Петербург

    2010 «Под знаком Филонова» в Тюменском государственном театре драмы.

    2010 Персональная выставка Леонида  Борисова в галерее «Гармония контрастов», ЦДХ, Москва

    2011 «Porcelain. Хрупкая связь» Наталия Хлебцевич и Леонид Борисов в галерее «Кино», Москва

    2013 «9 дней» в галерее «Арт-Лига» в арт-центре «Пушкинская, 10», Санкт-Петербург

    2013 «ЭТО ВСЁ» в Государственном Русском музее (Мраморный дворец), Санкт-Петербург

    2014-2015 «Уроки геометрии» («Lessons in Geometry») в Gallery Elena Shchukina, Лондон

    2015 «Первая пятилетка. 1974-1979» в галерее DiDi. Санкт-Петербург

    2015 «Композиции» («Compositions») в Tischenko gallery, Хельсинки

    2017 «Пейзажи и натюрморты на морскую тему» Леонид Борисов и Кирилл Крючков в Приморской государственной картинной галерее в рамках IX Владивостокской международной биеннале визуальных искусств, Владивосток

    2019 «Геометрия Чёрного» в галерее коллекционного искусства «DiDi», Санкт-Петербург

     

    Групповые выставки

    1975 «Выставка Живописи, Скульптуры и Графики» в д/к «Невский», Ленинград

    1976 «Живопись. Графика. Объект» в д/к им. С. Орджоникидзе, Ленинград

    1978 «Новое искусство из Советского Союза» (собрание Нортона Доджа), Вашингтон, Итака, Нью-Йорк, США

    1980 Выставка произведения молодых ленинградских художников («Олимпийская») в Ленинградском дворце молодежи

    1981 «Ленинградские художники», Тарту, Эстония

    1982 «Выставка ТЭИИ» в квартире-музее Ф.М. Достоевского

    1983 «Выставка произведений изобразительного искусства. Живопись. Графика. Скульптура» (2-я общая выставка ТЭИИ) в Ленинградском дворце молодежи

    1983 «Ленинградские художники», Александрия, США

    1984 «Грани портрета (традиции и современность). Живопись. Графика. Скульптура» (5-я общая выставка ТЭИИ) в ДК им. С.М. Кирова

    1984 «Выставка 14-ти» в Ленинградском Дворце Молодежи

    1985 «Весенняя выставка произведений изобразительного искусства. Живопись. Скульптура. Графика. ДПИ» (6-я общая выставка ТЭИИ) в Ленинградском дворце молодежи

    1986 «Весенняя выставка произведений изобразительного искусства. Живопись. Скульптура. Графика. ДПИ» (8-я общая выставка ТЭИИ) в Ленинградском дворце молодежи. Закрыта администрацией в день открытия. Из-за конфликта с администрацией не открыта художниками.

    1987 «Выставка-продажа произведений изобразительного искусства. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство»  (9-я общая выставка ТЭИИ) в Центральном выставочном зале «Гавань»

    1987 Весенняя выставка «Галерея Товарищества экспериментального изобразительного искусства. Живопись. Скульптура. Графика. ДПИ» (10-я общая выставка ТЭИИ) в Ленинградском дворце молодежи

    1987 «Выставка ТЭИИ’87» (11-я общая выставка ТЭИИ) в выставочном зале Союза художников России на Охте, Ленинград

    1988 «Аспекты абстракционизма. Выставка группы ленинградских художников» в Ленинградском дворце молодежи

    1988 «Геометрия в искусстве», Москва

    1988 «Куб» в выставочном зале Дома Ленинградского союза художников

    1988 «12 выставка ТЭИИ «Весна-88» в Ленинградском дворце молодежи

    1988 «Лабиринт» в Московском Дворце Молодежи

    1988 «40 художников» (коллекция В. Тарасова), Вильнюс, Литва

    1988 «Современное искусство Ленинграда» в Центральном выставочном зале «Манеж», Ленинград

    1988 «Новые русские»; Варшава, Польша

    1989 «От неофициального искусства к перестройке» в выставочном комплексе в Гавани, Ленинград

    1989 «Куб», Хельсинки, Финляндия

    1989 «Коллекция Колодзей» в Государственном институте изобразительного искусства, Ташкент, Узбекистан

    1989-1990 Выставка ТЭИИ и Гуманитарного фонда «Свободная культура» в выставочном зале Союза художников РСФСР на Охте, Ленинград

    1990 «Научно-технический прогресс и изобразительное искусство» в Центральном доме художника, Москва

    1990 «III выставка даров Советскому фонду культуры» в выставочном зале Советского фонда культуры, Москва

    1990 «I бьеннале новейшего изобразительного искусства» в выставочном зале Калининского района, Ленинград

    1990 «Keepers of the Flame. Unofficial Artists of Leinigrad» /«Хранители Огня» в галерее «Fisher», Калифорнийского университета, США

    1991 «Современные художники – Малевичу» в Государственной Третьяковской галерее, Москва

    1991 «Крейзи» в Совинцентре, Москва

    1991 «Большой Остроконечный треугольник» (к 125-летию Кандинского) в выставочном зале в Кунцево, Москва

    1991 «Санкт-Петербург Арт-91», Порва, Финляндия

    1992  «Арт контакт» в Центральном выставочном зале, Санкт-Петербург

    1992 «In Richtung zu Malevitsch. В сторону Малевича», Вена, Австрия

    1992 «Современное искусство из галереи «Анна» в Центр искусства, Брюге, Бельгия

    1992 «Гардероп» в Центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург

    1993 «История неофициального искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга» в Государственном музее истории Санкт-Петербурга

    1993 «От плейстоцена к голоцену» в палеонтологическом музее, Москва

    1993 «Карнавал» в Центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург

    1994 «III Петербургская бьеннале» в Центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург

    1994 «Книгомания» в Центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург

    1994 «Крутится-вертится» (кинетическое искусство) в Киноцентре, Москва

    1995 «Тень поэта» во Всероссийском музее А.С. Пушкина, СПб

    1996 «Современное экспериментальное искусство» в Центральном выставочном зале «Манеж», СПб

    1996 «Круг» в выставочном зале объединения музеев Ленинградской области

    1996-1997 «Нонконформисты» (собрание Бар-Гера) в Государственном Русском музее, СПб; Государственной Третьяковской галерее, Москва; Институте им. Штеделя и городской галерее, Франкфурт-на-Майне, Bayerisches Kulturhaus Леверкузен, Германия

    1996-1997 «Отдел новейших течений: первые пять лет» в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    1997 «Квадрат» в Музее Иозефа Альберса, Боттроп, Германия.

    1997 «Русские конструктивистские начала: забота настоящего времени», Вашингтон, США

    1997 «Разные времена» в галерее «Искусство из амбара», Бад Хомбург, Германия

    1998 «Приобретения и дары: 1988–1998» в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    1999 «Современная русская фотография», Миннеаполис, США

    1999 «Невольные грешники», в редакции издания «Аргументы и факты», Москва

    1999 «Без стены» в Мраморном дворце Государственного Русского музея, Санкт-Петербург

    1999-2000 «Новая звуковая реальность» в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева

    2000 «Schilderkunst uit Sint-Petersburg vandaag / Искусство Санкт-Петербурга сегодня», Гент, Восточная Фландрия, Бельгия

    2000-2001«Realities and Utopias: abstract painting in the Norton and Nancy Dodge collection of nonconformist anr from the Soviet Union», Jane Voorhees Zimmerli Art Museum (USA)

    2001-2002 «Абстракция в России. ХХ век» в корпусе Бенуа Государственного Русского музея, Санкт-Петербург

    2001-2003 «Rotterdam, S-Petersburg»

    2002 «Двое» в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2002 «Деревянная скульптура», в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2002-2004 «Censored and Sanctioned. Soviet art of the cold war. 1953-1986», США

    2003 «Домашние дикие», в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2003 «Традиции и современность». Выставка к 85-летию со дня основания первого профессионального трудового союза художников в Петрограде в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург

    2003 «Три века русского искусства» передвижная выставка, подготовленная Государственным Русским музее, прошла в Нижнем Новгороде, Саратове и Самаре

    2004 «Кандинский и русская душа» (из собрания Государственного Русского музея), Верона, Италия

    2004 «Академия фарфора» в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург

    2004 «Фестиваль независимого искусства» (к 30-летию выставки нонконформистов в д/к Газа) в Центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург

    2005 «Нонконформисты. Собрание Бар-Геры», Берн, Швейцария

    2005 Выставка новых поступлений в музее нонконформистского искусства арт-центр «Свободная культура», Санкт-Петербург

    2005 «АРТ-ПОЛЕ», выставка актуальной скульптуры, пос. Горки-10, Московская область

    2005 «Портрет лица» в Центре современного искусства М'Арс (совместный проект ЦСИ М'Арс и галереи Марата Гельмана), Москва

    2005-2006 «Коллаж в России. XX век», в корпусе Бенуа Государственного Русского музея, Санкт-Петербург

    2005-2006 «От арта к мэйл арту» («Мэйлартсимо») в Центральный музей связи им. А.С. Попова, Санкт-Петербург

    2006 «Петербург-2005», в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург

    2006 «Арт-Москва» в выставочном зале «Манеж», Москва

    2006 «Время перемен. Искусство 1960-1985 в Советском Союзе» В Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2006 «День памяти Казимира Малевича» в селе Немчиновка (Московская область)

    2006 «Интернациональный неоконструктивизм» (из коллекции музея Мобиль МАДИ (Будапешт, Венгрия) в Московском музее современного искусства, Москва

    2006 «Двенадцать писем Рембранту» в галерее «ДО», Санкт-Петербург

    2006 «Два дизайна» в галерее дизайна "bulthaup center", Санкт-Петербург

    2006-2007 «Восток – дело тонкое» в галерея «Новый Эрмитаж», Москва

    2006-2007 Рождественская выставка «Лучшие работы года» в залах IFA (Санкт-Петербургский Творческий Союз Художников), Санкт-Петербург

    2006-2008 «The Space of Freedom. Apfrtment Exhibitions in Leningrad, 1964-1986 / Пространство свободы. Квартирные выстаки в Ленинграде. 1964-1986», Верджиния, Айова, Пунсильвания, США

    2007 «Петербург-2006» в Центральный выставочный зале «Манеж», Санкт-Петербург

    2007 «Архитектура: ad marginem» в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2007 «Новые идеи для города» в Музее городской архитектуры, Санкт-Петербург

    2007 «Эра космоса» в Центральном музее связи им. А.С. Попова, Санкт Петербург

    2007 «Приключения «Чёрного квадрата» К. Малевича» в корпусе Бенуа Государственного Русского музея, СПб

    2007 «Новый Ангеларий» в Московском музее современного искусства.

    2008 «Петербург-2007» в Центральном выставочном зале «Манеж», СПБ

    2008 «Пасхальный калейдоскоп» в галерее «Арка», Санкт-Петербург

    2008 «Власть воды» в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2008 «Нонкомформисты» собр. Бар-Гера в Национальном музее, Братислава, Словения.

    2009 «Искусство про искусство» в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2009 «Метаморфозы» в залах Санкт-Петербургского Творческого Союза художников

    2009 «Работы года 2009» в залах Санкт-Петербургского Творческого Союза художников

    2009 «М. Горбачев и Б. Ельцин. Время перемен» в Музее политической истории, Санкт-Петербург

    2009 «Проект единение», Нарва, Эстония.

    2009 «Не игрушка» в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2009 Третья московская бьеннале современного искусства

    2009 «Коллекция Александра Резника», «Арт-Москва» в Центральном выставочном зале, Москва.

    2009 «Йодная метка или методология фрактала» в выставочном зале ТСЖ «Курчатовское», Москва.

    2009 «Уровень моря» Международный фестиваль в Центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург

    2010 «Небо в искусстве»  в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2010 «Санаторий искусств. Отделение артопедии и эстетической травматологии» в рамках. «Ночи музеев» в Государственной Третьяковской галерее, Москва

    2010-2011 «Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории» в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2011 «Движение. Форма. Танец» в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2011 «Книга Художника» в Музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург

    2011 Первый фестиваль минималистического искусства «MiniFEST. Начала» в Малом зале ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург

    2011 «Врата и двери» в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2012 «Фарфор шестидесятников» в галерее «Романовъ», Москва

    2012-2013 «Звучащее вещество» в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    2012-2013 «Российская абстракция: лирика и геометрия» в Музее изобразительных искусств Музейного комплекса им. И.Я. Словцова, Тюмень

    2013 «АВАНГАРД – Форум А2. От Черного квадрата к Параллелошару» в Музее нонконформистского искусства, арт-центр «Пушкинская 10», Санкт-Петербург

    2013 «Concerning the Spiritual in Russian Art, 1965-2011. Selections from the Kolodzei Art Foundation». в Музее русского искусства, Миннеаполис, США

    2014 «Космос Малевича» в Московском доме архитекторов

    2014-2015 «This Leads to Fire: Russian Art from Non-Conformism to Global Capitalism. Selections from the Kolodzei Art Foundation», Neuberger Museum of Art, Purchase College, Нью-Йорк (США)

    2014 «Пушкинская 10. Территория свободы» в Государственном Русском музее (Мраморный дворец), Санкт-Петербург

    2014-2015 «Ода еде» в галерее «Проун» в ЦСИ «Винзавод», Москва

    2014-2015 «ММОМА 15 лет | Музей с предсказаниями» в Московском музее современного искусства

    2015 «Ленинградский андеграунд». К 40-летию первых выставок неофициального искусства. Новый музей, Санкт-Петербург

    2015 «Треугольник» в галерее «Треугольник» в ЦСИ «Винзавод», Москва

    2015 «Проект 64» в павильоне «Оптика» на ВДНХ, Москва

    2016 «А ещё в очках» в Государственном музее А.С. Пушкина, Москва

    2017 «Вечный двигатель. Русское кинетическое искусство» в ЦСИ «Заря», Владивосток

    2017 Ярмарка «Art Paris Art Fair» в Гран-пале, Париж

    2017 «Структуры» в Государственном Русском музее (Мраморный дворец), Санкт-Петербург

    2017 «Складки», в галерее «На Каширке», Москва

    2017 «Representing The Figure» в галерее «White Space Gallety», Лондон

    2017-2018 «TECHNE. Пролог» в ГЦСИ, Москва

    2018 (13.06-10.09) «Формы и движения» в рамках международного проекта «Русско-китайские сезоны» в Pop Up Museum, Москва

    2018 «Генеральная репетиция. Представление в трех актах. Работы из коллекций V-A-C, MMOMA, KADIST Акт второй: «Метафизика из будущего» в Московском музее современного искусства

    2018 (10.07-10.09) «Век андеграунда» в галерее «DiDi», Санкт-Петербург

     

  • Работы находятся в

    Государственной Третьяковской галерее, Москва

    Государственном Русском музее, Санкт-Петербург

    Всероссийском музее им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

    Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург

    Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО», Москва

    Государственном центре современного искусства, Москва

    Российском Фонде Культуры, Москва

    Гуманитарном Фонде «Свободная Культура»

    Картинной галерее им. И.Савицкого, Пенза

    Музее современного искусства, Москва

    Музейном комплексе им. И.Я. Словцова, Тюмень

    В Оренбургском областном музее изобразительных искусств

    Приморской государственной картинной галерее, Владивосток

    Государственной Дрезденской галерее, Германия

    Музее Зиммерли Ратгерского университета (собрание Н. Доджа), США

    Собрании Бар-Гера, Кёльн, Германия

    Собрании великой герцогини Люксембурга

    Фонде Татьяны и Натальи Колодзей

    частных коллекциях

  • Вспоминая прошлое

    Когда в мае 1959 года на Национальной американской выставке в Сокольниках в Москве я увидел современную живопись (Д. Поллок, М. Ротко, А. Олбрайт, А. Колдер, А. Горки, У Кунинг, И. Танги), я не воспринял ее сути и никак не думал, что в дальнейшем она станет моим основным занятием в жизни. В начале 1972 года я случайно забрел в мастерскую Владимира Овчинникова (в Кустарном переулке в Ленинграде), где неофициально выставлялись неофициальные художники. Позже судьба свела меня с художником Александром Леоновым. Я стал часто захаживать к нему, чтобы посмотреть картины и побеседовать за пивом за искусство.

    Знаменательный 1974 год – «Бульдозерная» и «Измайловская» выставки в Москве и «Газовская» выставка в Ленинграде. Мне повезло побывать на выставке в лесопарке «Измайлово», после которой в доме коллекционера Андрея Русанова (на Большой Полянке в Москве) я познакомился с художниками Владимиром Немухиным, Оскаром Рабиным, Дмитрием Плавинским, Львом Крапивницким, Анатолием Зверевым.

    Общение с Леоновым побудило меня сделать десятка два карандашных рисунков, которые в декабре 1975 года я принес на суд выставкома, готовившего экспозицию в д/к «Невский». Выставком в составе Андрея Арефьева, Игоря Иванова, Юрия Жарких, Олега Овчинникова, дал «добро». Это «добро» стало для меня началом творческой жизни. Специально к выставке я сделал три картины – «Кольцо», «Поезд» и «Ландшафт».

    Участие в выставке, которая прошла как праздник, вдохновило меня на создание новых работ. Помню, что образы картин возникали в моем сознании как фантомы, оставалось только облечь их в плоть. Так появилось около десятка картин, которые стали для меня откровением.

    В феврале 1976 года Овчинников пригласил меня и Юрия Люкшина принять участие в выставке на квартире Л. Кузнецовой в Москве. Там я познакомился с художниками, работы которых вызывали у меня живой интерес, - Эдуардом  Штейнбергом и Ильей Кабаковым.

    После двух успешно прошедших выставок («Газовской» и «Невской»), ленинградские власти решили закончить «эксперимент» и объявили, что в связи с отсутствием свободных выставочных площадей выставок больше проводиться не будет. Тогда художники обратились в Управление культуры с просьбой разрешить проведение выставки у стен Петропавловской крепости. Ответа не последовало. Утром 30 мая 1976 года Путилин, Леонов и я поехали с картинами на место предполагаемой выставки. Но вместо выставки мы попали в отделение милиции, где произошел «разговор» с представителями управления культуры и «искусствоведами». Не правда ли прекрасное место для подобной беседы! Но результат оказался вполне положительным – художественные выставки были разрешены.

    В декабре 1976 года д/к им. Орджоникидзе (Ленинград) состоялась первая послевоенная нефигуративная выставка ленинградских художников. Кроме меня в выставке принимали участие Анатолий Васильев, Юрий Душленко, Игорь Захаров-Росс, Евгений Михнов-Вотенко, Анатолий Путилин.

    В мае 1978 года Управление культуры предоставило мне возможность провести персональную выставку. В д/к им. Крупской (Ленинград) я выставил 32 живописные работы и 16 графических листов.

    На круги своя

    Петербург-Петроград- Ленинград-Петербург. Все возвращается на круги своя.

    Начало века было ознаменовано ярким расцветом русского авангарда. Революцию 1917 года левые художники восприняли с энтузиазмом. Многие из них: К. Малевич, В. Татлин, Н. Альтман, М. Матюшин, И. Пуни, П. Филонов стали преподавателями и профессорами художественно-учебных мастерских, передавая свой опыт революционному поколению. В дальнейшем по мере укрепления в нашей стране тоталитарной власти началось наступление «идеологии» на свободу творчества.

    В 1932 году окончательно были разогнаны все художественные группировки. Авангард был объявлен «идеологической диверсией империализма» и советское искусство разделилось на официальное и неофициальное (запрещенное). Судьба неугодных, в последующие годы сталинщины, сложилась по разному: кто-то эмигрировал, кто-то «перековался», другие продолжали творить, складывая свои шедевры «под кровать».

    После смерти диктатора вновь повеяло ветром свободы. В Эрмитаже (Ленинград) М.А. Артамонов открывает выставку запрещенных прежде французских импрессионистов, проходят импровизированные выставки. Сначала художники во главе с Михаилом Шемякиным выставили свои работы в подвале Эрмитажа (31 марта 1964 г.). Затем неофициальные художники показывали свои работы в мастерской Владимира Овчинникова в Кустарном переулке (с декабря 1971 по март 1972 гг.).

    В Москве проходили аналогичные выставки, но первый выход к зрителю на пустыре в Беляево – «бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 года - буквально взорвал мировое общественное мнение. Известный скандал, связанный с этой акцией, сделал возможным проведение последующих больших официальных выставок в Москве и Ленинграде в 1974-75 гг. Пробой была выставка 20 сентября 1974 года в Измайловском парке (Москва).

    Испытание выставкой в закрытом помещении власти решили провести в Ленинграде. Событие, которое ждало своего часа столь долгие годы, свершилось 22 декабря 1974 года. В этот день в Доме культуры им. Газа открылась «Выставка произведений художников, графиков и скульпторов». В ней приняло участие 52 художника. Выставком и оргкомитет - Александр Леонов, Юрий Жарких, Владимир Овчинников, Игорь Иванов, Николай Любушкин - принимали работы к экспозиции у художников с соблюдением трех «табу»: антисоветчина, религиозная пропаганда, порнография. Но «зоркий глаз» Управления культуры, в свою очередь, внес коррективы. Выставка продолжалась по 25 декабря (часы работы с 11 до 18 часов). Выставка вызвала большой интерес. Огромные очереди выстраивались с утра у здания ДК Газа. По словам участника выставки Игоря Синявина: «В первый день последними посетителями оказались занявшие очередь в 11 часов. Во второй - в 9 часов, в трети и четвертый день – в 6-7 утра».

    В выставочный зал впускали посетителей отдельными партиями на пятнадцатиминутный просмотр. Интерес и активность зрителей проявилась в том, что почти каждый седьмой посетитель оставил свой отзыв. Всего отзывов было 1450. Из низ 900 – положительных, 400 – отрицательными, 150 – нейтральными. В отзывах упоминались художники: Жарких, Леонов, Дышленко, Росс, Любушкин, Геннадиев, Овчинников, Белкин и другие. «Испытания» прошли успешно. В Москве проходя две выставки: в павильоне «Пчеловодство» ВДНХ в феврале 1975 года (20 участников) и в ДК ВДНХ в сентябре того же года (145 участников).

    После летних каникул ленинградские художники стали готовиться к очередной выставке. На этот раз город предоставил уже не Дом, а Дворец «Невский». Во Дворце, на выставке, открывшейся 10 сентября 1975 года, по-царски расположили свои работы 88 неофициальных художников. Милиция, бесконечная очередь у входа, ажиотаж, ощущение праздника, искусствоведы в штатском - к этому стали привыкать. С одной стороны на сцене – мобиль А. Леонова, холсты Е. Рухина, Ю. Дышленко, И Росса (Захарова), И. Тюльпанова, А. Геннадиева, с другой – триптих Ю. Жарких, витражи А. Маслова, картины Б. Стародубцева, Ю. Галецкого, ассамбляжи Л. Борисова. В центре – лабиринты, заполненные работами Е. Есауленко, А. Путилина, Г. Богомолова, В. Некрасова, стерлиговцев, керамикой А. Данова. Настоящий карнавал искусств!

    Художников-участников выставки отличали приколотые на груди значки, которые Ю. Петраченков изготовил для всех за одну ночь.

    Выставку посетили тысячи зрителей, среди которых были представители интеллигенции и официального искусства – прославленный режиссер Г. Товстоногов, артисты М. Терехова, О. Басилашвили и другие. Во время первых выставок между художниками и зрителями царила атмосфера братства и взаимопонимания. Эти дни и годы запечатлелись в памяти как праздник.

    В. Польди (псевдоним Л. Борисова)

    апрель 1992 г.

    Санкт-Петербург

  • Если тебе художник имя...

    В. Звонцов, член правления Союза художников СССР
    «Ленинградская правда» от 16 октября 1975 г.

    Размышления после выставки

    «Вместе со своими детьми – студентами Университета мне довелось побывать на выставке во Дворце культур «Невский». Наша семья давно интересуется изобразительным искусством, но надо сказать, что большинство экспонатов этой выставки ввергло и меня, и мою молодежь в недоумение. Надо было бы повесить возле каждой картины и композиции специальную аннотацию! А ведь, на мой взгляд, язык искусства должен быть всем понятен. Для кого же создаются произведения, как не для зрителя?»
    М. Калашникова

    «Удивлюсь, как в наши дни появляются подобные художники, какая среда их рождает и питает, откуда столько болезненности в их восприятии мира?»
    А. Сушков, ветеран Великой Отечественной войны

    Искусство имеет классовый характер, оно является одной из форм идеологии. Привычно произведения искусства – сильное идейное оружие, мы не всегда добираемся до глубинного смысла этих слов. Да, оружие. И действительно сильное. А раз так, то с ним надо уметь обращаться. Им, как и всяким оружием, нельзя баловаться. И уж совсем небезразлично, в чьих руках оно находится. Чтобы обрести право обращаться к народу, художники обязаны иметь твердые идейные убеждения и быть мастерами своего дела. И одна из задач советского художника – быть участником формирования человека нового мира, способного осуществить заветную цель освобождения человека для высшей духовной деятельности.

    читать дальше

    Любовь к геометрии

    Александр Боровский, искусствовед, начальник отдела Новейших течений Государственного Русского музея
    1995 г.

    Леонид Борисов- художник не светский, и тем более не тусовочный, в отличие от многих коллег своего возраста, не говоря уже о молодежи, он так и не поднаторел в SOCIAL CONNECTIONS. Однако вовсе не потому я определил бы его положение в питерском искусстве как позицию некоего аутсайдера. Нет, он вполне уважаемый художник, присутствующий на всех сколько-нибудь значительных выставках, начиная с 70-х годов. Просто проблематика, которую он последовательнейшим образом разрабатывает в своем искусстве вот уже два десятилетия, скорее, ближе московской арт-практике, нежели питерской. Дело в том, что Борисов предан геометрии.

    читать дальше

    Путешествие из Петербурга в Москву

    Виталий Пацюков, искусствовед, куратор
    1995 г.

     

    «Я взглянул окрест меня…»
    А. Радищев

    Сегодня в результате глобальных культурологических сдвигов вышли на поверхность все минувшие антропологические пласты в недрах неуправляемого горизонтального прогресса, образовалась трещина интенсивности, рожденные в расслоенной постмодернистской реальности, посланные одновременно и полюсно провоцируют на игру, на контакты и немногие из художников решаются на этот диалог культурной памяти и интуиции эмблематического языка и парадокса, функциональной информации и коллективного бессознательного. Леонид Борисов несомненно в их числе.

    читать дальше

    Кулибина геометрического искусства почтили ретроспективой

    Александр Боровский, искусствовед, начальник отдела Новейших течений Государственного Русского музея
    Газета «Коммерсантъ», №119 (837), 29.06.1995

     Русский музей неравнодушен к геометрической традиции в разных ее ипостасях. Только за последние полтора года здесь прошли выставки Геннадия Зубкова, Алены Кирцовой, Рупрехта Гайгера. «Леонид Борисов. Геометрия» – следующая выставка в этом ряду.

    Леонид Борисов родился в 1943 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский электротехнический институт связи. В 1975 году впервые выставил свои работы – на выставке Ленинградских художников во Дворце культуры «Невский». Первая персональная выставка состоялась в 1978 году. Экспонируется в Москве и Париже. Живет в Санкт-Петербурге.

    читать дальше

    Образ входит в образ

    Михаил Кузьмин
    «Смена» от 18 июля 1995 г.

     Почему, когда выставка Леонида Борисова открылась в Русском музее, первые страницы наших газет не пестрели сенсационными заголовками? Ответ очень простой: потому что художник - это еще не кинозвезда. И дай Бог, что он никогда ею не будет. Но факт остается фактом, явление Леонида Борисова Русскому музею – это событие экстраординарное. Мог ли Леонид Борисов, первый раз в своей жизни выставившийся в легендарном 75-м году в ДК «Невский», предположить тогда, что спустя два десятилетия перед ним раскроются двери одного из самых известных музеев России? Думаю, что нет.

    читать дальше

    Уроки геометрии

    Михаил Боде
    1998 г.

    Не знаю, насколько это уместно, но когда я писал этот текст, мне почему-то вспомнился мой учитель геометрии – разжалованный за какие-то прегрешения перед режимом, преподаватель вуза и потом сосланный в среднюю школу. Бородка клинышком, бездна экспрессии и обаяния, любовь к афоризмам и парадоксам (отчего, впрочем, материал хорошо и прочно запоминался), мягкое подтрунивание над своим ремеслом, и соответственно над самим собой: «Дети, помните: мастер мордобоя, то есть кулачный боец. К чему бишь это я?» И его вечный галоп-энциклопедия по научным открытиям прошлых столетий и нынешнего века с вечной присказкой: «Понятно? Да? Ну, пошли дальше…». При этом он не успевал отдать отчёт в том, поняли ли его или нет. До сих пор не могу понять, был ли он гением или бойким популяризатором науки.

    читать дальше

    Красота идей Леонида Борисова

    Николай Кононихины, продюсер, куратор, критик, художник, директор студии «Арт Медиа», Санкт-Петербург
    12 сентября 1999 г.

     

    «То, что вы видите, есть то, что вы видите»
    Франк Стелла

    На петербургской арт-сцене творчество Леонида Борисова занимает особое, если не сказать «исключительное» место. В своей любви к геометрической абстракции он зашел в такие области, что за исключением него там уже никто не обитает. Мужество художника, в одиночестве осваивающего вершину чистой абстракции, достойно всяческого уважения и восхищения. 

    читать дальше

    Деформация питерской логики

    «Вечерняя Москва», 8 февраля 2001, № 26 (23097)

    Борисов – из поколения свидетелей «бульдозерной» выставки: его творческий отсчет начался с середины семидесятых (посмотрел на авангард - и понравилось, а потом «засосало»). Но его работы выходят за рамки «семидесятничества».

    читать дальше